Репатриация на автомобиле. Мечты и реальность

Вдохновленный вопросами читателей (всегда мечтал написать эту фразу), я решил написать о нашем несостоявшемся путешествии в Израиль на собственном автомобиле. Несмотря на то, что машину в Израиль мы так и не привезли, мне есть чем поделиться. Когда я начал изучать вопрос, столкнулся с полнейшим информационным вакуумом. В рунете информации по теме очень мало, а та, которая все же есть, как минимум, пятилетней давности и ограничивается вопросом: «А можно?» и лаконичными ответами: «Можно, но очень сложно».

Почему на автомобиле?

Во-первых, купить автомобиль в Израиле дорого. Налог на покупку авто здесь составляет ~92% от стоимости машины, плюс НДС 18%. Ставлю знак примерно, потому как точной цифры я так и не смог найти, а разные источники дают немного отличающиеся данные. К тому же в Израиле налоговые ставки меняются довольно часто, а для изучения сайта Министерства по налогам моего иврита пока не хватает (Google Переводчик справляется не слишком хорошо).

Но все равно расчет выглядит просто пугающе: налог на автомобиль равен *92% стоимости автомобиля, теперь добавляем НДС — стоимость автомобиля, включая налог * 18%. Получается примерно 125% от базовой стоимости. По другим данным, 113%.

Так Ford Focus в базовой комплектации будет стоить порядка 120 000 шекелей, что по сегодняшнему курсу рубля (16,8) составляет больше двух миллионов рублей. ДВА МИЛЛИОНА за Focus! Неудивительно, что Range Rover даже в Рамат Авиве я встречаю не чаще раза в месяц, а средний уровень понтовой машины — это VOLVO XC90.

Сразу оговорюсь, что для новых репатриантов существует льгота на покупку нового автомобиля — вместо 92% автомобильного налога нужно заплатить 50% (всего-то!). Но, разумеется, есть ограничения: только один раз, только один автомобиль на семью и при продаже менее чем через три года владения нужно налог доплатить. Существует еще ряд льгот как для новых репатриантов, так и для израильтян. К примеру, льготы за экологичность автомобиля, но они все равно общую картину меняют не сильно.

Причина вторая — мы очень любим путешествовать на автомобиле. Из Москвы мы уже покорили всю Прибалтику, успели исколесить Украину, в том числе западную, сгоняли в Минск, Нижний Новгород, Казань, Белгород. Это не считая, разумеется, евротрипов на арендованных авто. И наша концепция заключалась не только в том, чтобы попытаться сэкономить хотя бы что-то, но заодно устроить себе незабываемое приключение. Только представьте: погрузить все свои вещи в машину и отправиться в новый дом! Круто же звучит.

Идея добраться до Израиля сушей, как бы заманчиво ни выглядела, была отвергнута сразу. До Турции добраться можно, а вот дальше, как ни крути, но против геополитики ты бессилен. Остается только морем….

Поиск морского пути

Для начала я выяснил, что в Израиль ничего подходящего не плавает. Есть не то паром, не то грузовой корабль из Греции (город Lavrio) и паром с Кипра. Вот только как попасть на Кипр, неясно, ибо из Турции можно попасть только в Северный Кипр, а уплыть потом с «нормального» Кипра уже нельзя. Это я узнал чуть позже, когда связался с одной из судоходных компаний.

Так как в рунете с информацией беда, я провел собственное расследование. Нашел портал, на котором можно искать паромные пути по стране отправления или стране назначения. И узнал, что из греческого Лаврио до Хайфы 45 часов ходу.

Теперь в моем распоряжении была уже хоть какая-то информация, а также контакты, и я начал писать письма в израильскую и греко-кипрские компании, которые занимаются грузоперевозками морем. Кстати, в процессе изучения вопроса, я узнал много интересного, к примеру, что грузовые суда делятся на два вида по типу загрузки: RORO и LOLO. Как бы смешно это ни звучало, но RORO — это Roll On / Roll Off, то есть грузят эти корабли «закатыванием», а LOLО — Lift On / Lift Off — это как раз контейнеровозы. В моем случае мне требовался RORO.

К моему удивлению, ответили мне даже греки, не в обиду им будет сказано. Итак, нужный нам корабль отходит из греческого Лаврио каждую субботу и прибывает в Хайфу во вторник утром. По пути он останавливается в Лимасоле. Корабль этот не совсем паром, то есть вовсе даже и не паром, а настоящий сухогруз. Пассажирских мест на нем всего двенадцать, забронировать их заранее нельзя. Машину они возьмут, а вот у тебя шансы попасть на корабль 50/50 (так прямо и написали), так как водители фур будут в приоритете. Поэтому морского приключения может и не случиться и придется отправлять авто в путешествие на землю в одиночестве, а самому лететь самолетом из Афин. Благо, с этим дело обстоит гораздо проще. В общей сложности транспортировка машины обошлась бы нам в 1050 евро. А если бы взяли и нас на борт, то плюс еще 300 евро с человека.

Мечта vs реальность

Еще один канал, который мне порекомендовали. обратиться к посредникам. Израильтяне тоже возят себе машины из Европы. Вот только не в тех масштабах, что в России, и исключительно эксклюзив, который в Израиле не купить. Кстати, по поводу эксклюзива — с ним тоже нужно быть осторожным. Не любой автомобиль можно ввезти в Израиль. Прежде нужно уточнить список разрешенных к ввозу автомобилей в Министерстве транспорта и дорожной безопасности.

С посредником мне очень повезло. Именно моя переписка с ним сняла всякие вопросы и не оставила сомнений, что идею автомобильной репатриации придется оставить. Я написал в несколько компаний, менеджер одной из них и разложил мне все по полочкам.

Основная суть его рекомендаций сводилась к тому, что я могу получить ровно те же налоговые льготы, если просто куплю новый автомобиль тут. Еще и сэкономлю, так как при импорте автомобиля налог будет рассчитываться из стоимости авто плюс стоимости его доставки, и фактически будет выше. Обмануть таможенников насчет стоимости автомобиля тоже не получится, так как они ориентируются на каталоги и могут даже связаться с представительством в России, чтобы узнать настоящую цену машины.

Ну и как быть?

Несмотря на все вышесказанное, новому репатрианту встать на колеса в Израиле и не разориться все-таки возможно.

Вариант первый. Покупка подержанного автомобиля «Passport To Passport». Это такая история, когда один новый репатриант продает свой «льготный» автомобиль другому новому репатрианту. Для продавца это работает, когда, к примеру, репатрианту нужно продать авто до истечения трех лет владения и не хочется доплачивать налог. А для покупателя это единственная возможность купить подержанную машину с рук и все равно получить налоговую льготу.
Вариант второй. Купить очень-очень подержанный автомобиль. В Израиле можно найти машину и за 10 000 шекелей, и даже за 3 000 шекелей. Оба варианта будут пригодны для передвижения и вполне вероятно, в них будет даже работать кондиционер. О всех недостатках владения таким авто, думаю, рассказывать нет нужды, тем не менее, такой вариант тоже выход.

Вариант третий — это лизинг. Подробно вопрос я пока не изучал, но это точно выглядит более гуманно, чем покупка автомобиля в кредит. Кстати, если вы одаренный программист, вы имеете все шансы получить лизинговый автомобиль за счет работодателя. И это самый шикарный вариант, так как бензин тоже будет за казенный счет.

Для себя мы пока выбрали вариант четвертый — велосипед.

Добавить комментарий