Зачем Израилю шаббат?

«Обязательно ли соблюдать еврейские традиции в Израиле?»
Дмитрий Илларионов, Киев

Вы, конечно, знаете, что непростые отношения между государством и религией в Израиле устанавливаются согласно «статусу-кво». Некоторому то ли писаному, то ли неписаному соглашению между главами Еврейского агентства и главой «Агудат Исраэль» (религиозное движение ортодоксальных евреев) того времени, равом Ицхаком Левиным. Бен-Гурион просил религиозное еврейство присоединиться к борьбе за разделение Палестины. Со своей стороны, главы еврейского агентства спешили успокоить ортодоксов и пообещали, что вопросы Шаббата, кашрута и семейных отношений в новом государстве будут в их руках. Итак, что получилось:

Шаббат

Определенный статус-кво в отношении субботы был установлен еще при британском мандате: государственные организации не будут работать в субботу и транспорт не будет ездить во всех городах Израиля. Это было решено в 1947 году. В 1951 году был принят дополнительный закон «О часах работы и отдыха», который запрещал евреям работать в субботу. Относительно же нееврейского населения было установлено, что каждый человек имеет право на свой выходной согласно своей вере. И если работодатель заставляет человека нарушать предписанный ему его верой день для отдыха, он несет за это уголовную ответственность.

Кашрут

В больницах и других государственных учреждениях будет кошерная еда.

Семейные отношения

Вопросы свадеб и разводов будут решаться раввинатом. Свадебные церемонии и развод (развод в особенности) будут производиться согласно еврейскому закону.

* * *

Так было решено в 1947 году. Так это происходит и по сей день. В связи с активным сопротивлением части светских евреев статус-кво шаббата несколько изменился. Частные бизнесы работают по субботам.

Раньше в субботу было весело только в Тель-Авиве, теперь и Иерусалим включился в круговорот счастья. Множество магазинов открыто. И если уж очень надо купить кофточку именно в субботу, всегда можно найти, где это сделать.

В любом случае закон о закрытии торговых центров никакого отношения к чувствам верующих не имеет. Но имеет прямое отношение к тому, в каком государстве мы хотим жить. Вы, конечно, помните, что наше государство заявлено как еврейско-демократическое. Это и есть вопрос статуса-кво: насколько оно еврейское и насколько демократическое. Вопрос статуса-кво, а не моих религиозных чувств. Их оскорбить сложно.

Каждый ответит на вопрос, в какой стране он хочет жить, сам. Но прежде чем решать, прежде чем вычеркнуть еврейское из демократического, вспомните, как мы получили эту страну. И вычеркните еврейское из Аушвица.

Добавить комментарий

Adblock
detector