Вне системы «свой-чужой»

Время от времени поднимается очередная волна скандалов об «НКА». Это так назвали тех, кто приехал примерно в то же время, что и мы (в последние два-три года), — «новая качественная алия». А я сейчас работаю в одной маленькой, но удаленькой компании, где 90% сотрудников сабры, то бишь, коренные израильтяне. Мне там много чего нравится и понравилось сразу.

Обедаем мы там все вместе, готовить любит одна девушка (единственная русскоговорящая, кстати, но на русский переходит мало и крайне неохотно), остальные по очереди в течение недели за ее обеды моют посуду. Ну так вот, мы с женой в последнее время не едим хлеб, покупаем криспы — прямоугольные штучки наподобие сухариков. Ну и я решил принести себе такие и угостить тех, кто тоже захочет. И (привычка уже, блин!) осторожно спрашиваю: как, мол, вы к некошерному здесь относитесь, нормально? Один из сотрудников, израильтянин до мозга костей, удивлённо посмотрел на меня и произнес: «Скажем так, кошерное мы тоже едим». Вот, собственно, и разница между коренными и многими «понаехавшими» (сколь угодно давно). Первые никого не станут учить «родину любить». Чем дальше знакомлюсь и общаюсь с «коренными», тем больше вижу, что их патриотизм мне вообще не мешает и мало меня касается (его не видно и не слышно). К датишным (истовым иудеям) отношение слегка насмешливое, но без злобы. Скорее, как к дождю: мокро, а куда деваться? Они же тоже люди, хоть и с прибабахами.

Пару интересных и откровенных разговоров (меня очень тепло приняли в компании, во многом потому, что я хорошо знаю своё дело и ментально как-то сразу вписался), когда я, в частности, сознался, что вообще не чувствую, что я «дома», потому что не чувствую, что у меня где-то есть дом, было воспринято с пониманием, но без единого даже намека на то, что «ничего, обживешься — почувствуешь», как любят напутствовать «наши». Просто человек принял к сведению, что оно вот так. И ни одного замечания о нормальности/ненормальности такого взгляда. Ни од-но-го! Это подкупает, скажу я вам. И разительно отличается от тех культурных кодов, что привезли из «совка» мы все. А мне очень нравится это вот ощущение границ, даже если общение принимает доверительные формы. Потому что это именно те границы, которые я провожу для себя, общаясь с людьми, чему я стараюсь научить себя. Потому что это именно то самое, когда «другой — это нормально, и ничего иного подразумеваться не может», а не пускай самое лучшее и искреннее «ой, как хорошо, что вы приехали, ура-ура, наших прибыло» или противоположное (а на деле то же самое) «понаехали тут здоровье поднять да Израиль попеределывать, а у нас же традиции!»

Вот честно, и то, и другое мне претит. И мне куда ближе сабровское «Приехал и норм, все люди постоянно куда-то едут». И больше тут не о чем говорить и нечего комментировать. И никаких споров «как это не любить традиции?!», «выбирай сторону» и вот это вот все. Не любишь традиции? Гут, твоё дело. Ходишь в синагогу? Гут, твоё дело. Собрался бороться за транспорт в шабат? Гут, удачи, тут все за что-то борются. Хочешь поехать пожить в Америку (Канаду, Австралию — поставить нужное)? Гут, твоё дело, удачи. Все, это весь разговор. И, бог мой, как же мне нравится такое понимание другого человека! По-моему, именно это вот и есть то самое уважение к другому: человеку и его взглядам.

Нам, совкам, в большинстве до такого как до Пекина раком. Мы не умеем так смотреть на эти вещи, не умеем понимать эти границы. Нам нужно четкое «свой-чужой», «друг-враг», «дома-не дома», «родина-чужбина» и прочая фигня, даже если вслух мы исповедуем иные ценности. Иногда исповедуем, но почти никогда не понимаем по-настоящему. И это, я считаю, наш фатальный недостаток, при всех других плюсах.

Добавить комментарий

Adblock
detector