Вердикт, убивший того, кто спасал

Исраэль – урождённый Рудольф, или Ружё по-венгерски – Кастнер родился в 1906 году в Венгрии, бывшей тогда частью Австро-Венгерской Империи, в городе Клуж, что в северной Трансильвании. У места его рождения судьба непростая – Трансильвания, известная как родина графа Дракулы, переходила от Венгрии к Румынии туда и обратно несколько раз, окончательно оставшись в составе Румынии в 1945 году. До сих пор многие пожилые венгры, услышав, что речь идёт о румынах, ругаются: «Они забрали у нас Трансильванию»!

Кастнеру было пятнадцать лет, когда он вступил в ряды молодёжного сионистского движения, и впоследствии он возглавил его в родном городе. В столичный университет его не приняли из-за процентной нормы, и звание доктора юридических наук Кастнер получил в своём городке. Впрочем, юристом он работать не стал, хотя и вступил в Палату Адвокатов (умный был мужик), а устроился в газету, сперва спортивным, а потом и политическим обозревателем. Журналистом он был отличным, и даже умудрялся, будучи евреем, интервьюировать махровых антисемитов-железогвардейцев – как ещё назвать членов антисемитской «Железной Гвардии», основной опоры фашистов?

Параллельно с журналистской деятельностью Кастнер занимался и общественно-сионистской, возглавлял еврейские организации, был секретарём еврейской фракции в румынском парламенте и вплоть до 1940 года, пока Трансильвания в очередной раз не отошла к Венгрии, вёл активную общественную жизнь. С переходом же под венгерскую власть всё изменилось, и первым делом Кастнера исключили из Палаты Адвокатов из-за его еврейского происхождения. Однако сионисткую деятельность он не оставил и в 1942 году возглавил венгерское сионистское движение.

В 1941-м Кастнер начал помогать еврейским беженцам в Венгрии и в 1943 основал Будапештский Комитет Помощи и Спасения. Комитет очень плотно сотрудничал с нацистами, ведь для того, чтобы спасать евреев, надо было выбивать у немцев визы, разрешения на перемещения и прочее. Долгосрочного и тесного сотрудничества это было бы невозможно. Кастнер использовал свои юридическое образование и смекалку на полную катушку. Так, в 1944 году он убедил фашистов, что 600 сертификатов на иммиграцию в Палестину на самом деле не именные, а семейные, и организовал целый поезд, на котором уехали от верной гибели 1,684 человека – поезд, впоследствии получивший название «поезд Кастнера».

В 1947 году Кастнер репатриировался в Израиль (тогда ещё бывший Палестиной), и продолжил заниматься политической деятельностью – стал пресс-секретарём министра торговли и даже пытался (правда, безуспешно) избираться в Кнессет. А в 1952 году журналист по имени Михаэль Гринвальд написал статью, в которой описал деятельность Кастнера совсем в другом свете: мол, тот сотрудничал с нацистами и помогал им в уничтожении евреев. «Запах мертвечины исходит от Рудольфа Кастнера, и он подлежит уничтожению», — написал Гринвальд.

Министр, у которого работал Кастнер, и Юридический Советник Правительства убедили его подать официальную жалобу на журналиста, и начался редкий процесс – уголовное, а не гражданское разбирательство по делу о клевете. Как это часто бывает, процесс над клеветником превратился в процесс над тем, кого оклеветали, и фактическим обвиняемым стал Кастнер. Адвокаты подсудимого постарались на славу, и самый громкий суд того времени закончился полным оправданием Гринвальда и мрачными выводами относительно Кастнера.

В решении суда от 22 июня 1955 года, признавшем Гринвальда невиновным, были выражение, мгновенно разлетевшееся по всем газетам. «Кастнер продал душу дьяволу, — написал судья Биньямин А-Леви, — Он сотрудничал с нацистами, готовил почву для массовых убийств евреев и принимал в них участие, если не прямо, то косвенно».

Общественное мнение в Израиле разделилось на две части – одни бичевали Кастнера и клеймили его позором, другие, особенно те, кто прошёл войну и Холокост, говорили, что нельзя давать оценку действиям человека в той ситуации, в ней не побывав. Судья, не переживший такого, вообще не может судить о таких вещах, говорили те, кто испытал это на своей шкуре.

В январе 1957 года Кастнер подаёт обжалование в Верховный Суд, а 4 марта 1957 года его застрелили. Трое молодых людей, сторонников крайне правой идеологии, ждали его около дома и расстреляли в упор. Убийц нашли и судили, дав каждому пожизненное заключение. Правда, отсидели они всего по семь лет, впоследствии будучи помилованными Президентом. А обжалование шло своим чередом, и деятельность Кастнера разбиралась на нём уже без него. Надо сказать, что инстанция по обжалованию не заслушивает свидетелей и не разбирает новых доказательств, вся её работа сводится к проверке правильности юридических выводов, сделанных судом низшей инстанции из предоставленных ему свидетельств, поэтому отсутствие главного фигуранта дела не помешало правосудию.

Десять месяцев спустя суд вынес решение. И хотя мнения судей разделились, 194 страницы написал доктор Шимон Агранат в решении, полностью отвергшем прошлый приговор суда. Имя Кастнера было очищено от всех подозрений, и судья восхищался его деятельностью в непростое время и в ситуации, когда надо было найти баланс между сохранением хороших отношений с нацистами (иначе как добиться от них сотрудничества) и делом спасения тысяч евреев. Тем не менее, были и другие мнения судей: от «коллаборационист, запятнавший свою принадлежность к еврейскому народу» до «действовавший небрежно и неосмотрительно».

Михаэль Гринвальд, со статьи которого всё и началось, дожил до 1968 года, неоднократно извинялся перед героями своих публикаций, был судим за мошенничество при получении компенсации из Германии и пережил погибшего на войне сына и покончившую с собой дочь. Противоречивая же личность Исраэля Кастнера до сих пор неоднозначно воспринимается израильским обществом. Так, в 1993 году мэрия Тель-Авива планировала назвать улицу его именем, однако из-за протестов так и не приняла этого решения. И до сих пор не утихают споры историков, журналистов, детей и внуков всех причастных к этой истории, кто же такой был Исраэль Кастнер – герой, ежедневно рисковавший жизнью ради спасения тысяч евреев, или пособник нацистов, наживавший состояние на трагедии народа.

Из книги «История израильского правосудия»

Добавить комментарий

Adblock
detector