Как в Израиле уживаются религия и научный прогресс?

«Израиль — один из мировых лидеров в науке и технологиях. Как в одном государстве могут уживаться религия и научно-технический прогресс?»

Этот вопрос предполагает заведомое противоречие между развитием науки и технологий и религией. Такое представление было общим местом лет сто назад, но нынешняя реальность с этим тезисом не слишком согласуется. Среди стран, население которых признает важность религии, можно встретить как развитые, так и отсталые. Соотношение прогресса и веры иное, чем казалось в начале XX века. Да и вообще, в разных культурах и в разные времена оно может меняться от острого конфликта до сотрудничества.

Но вернемся к ситуации в Израиле. Особенность нашей страны в том, что проблема религии здесь тесно переплетена с вопросами политическими. За укрепление еврейского характера государства выступают те, кому дорога еврейская вера. Даже если они и не считают себя  религиозными, с борцами против религии им не по дороге. Поэтому авторитет Торы усиливается во всех группах израильского общества. Если лет тридцать назад принадлежность к культурной элите автоматически означала левые и антирелигиозные взгляды, то в последние годы человек в кипе не воспринимается белой вороной ни в университете, ни в хайтековском стартапе. Один из нобелевских лауреатов Израиля профессор Ауман не менее уверенно, чем математическую лекцию, может провести урок по Талмуду.

Изменения в кругах программистов за последние двадцать лет происходили на моих глазах. Реакция на меня как среди нанимающих на работу, так и среди коллег менялась от настороженности и недоброжелательности до спокойного и даже уважительного отношения к моей религиозности. Если поначалу мне нередко приходилось объяснять законы праздников или требования кошерности, которых я придерживаюсь, то ныне организаторы мероприятий заранее беспокоятся о том, чтобы каждый из сотрудников мог принять участие, и учитывают самые строгие предписания религиозного закона.

В чем же причины этого явления? Прежде всего для иудаизма характерно уважительное отношение к интеллектуальной деятельности. Надо сказать, что в первом поколении возвращавшихся к Торе еще в советские годы был большой процент представителей интеллектуальных профессий, по большей части из области точных наук. Известным анекдотом в те времена были перфокарты, которые часто попадались в качестве закладок в старых еврейских книгах. Подозревали Давида Каждана, одного из первопроходцев пути к Торе в Москве 1970-х. Ныне он всемирно известный математик, лауреат премии Израиля.

Готовность к напряженному интеллектуальному поиску, воспитанная в иешиве, оказывается востребованной в сфере высоких технологий. Выпускники религиозного Технологического института «Махон Лев» в Иерусалиме хорошо котируются на рынке труда, по их инициативе создано немало стартапов. Особая программа предусматривает привлечение в хайтек многодетных матерей из религиозных семей, с учетом не только требований кашрута и скромности, но и удобного для матери семейства графика работы.

Вера является важным стимулом для творческой деятельности, поэтому, на мой взгляд, будущие успехи израильского хайтека (а они еще впереди) будут связаны с еще большей вовлеченностью в него религиозных евреев. Торжество человеческой мысли над материальными ресурсами — это традиционно еврейский подход, поэтому синтез будет взаимно плодотворным.

Добавить комментарий

Adblock
detector