А у нас опять Новый год

«Как в Израиле отмечают Новый год?»

Интересно мы живем!

Бог у нас один. Торы — две. Мнений на двух евреев — три. А Новых годов — четыре. И это не считая восточных, друидских, общегражданских, финансовых и старых новых годов, которые мы тоже радостно празднуем по принципу «много мало не бывает».

Давайте считать:

1 (алеф) тишрея — Новый год для смены лет;
1 (алеф) нисана — Новый год царей;
15 (ТУ) ава — Новый год скота;
15 (ТУ) швата — Новый год деревьев.

Пусть вас не смущает странная аббревиатура ТУ: это и есть «15» в буквенном обозначении.
С первым Новым годом более или менее понятно. Это Рош а-Шана — праздник, отличие которого от первоянварского Нового года моя дочь в пятилетнем возрасте сформулировала так: «На Новый год подарки приносит Дед Мороз, а на Рош а-Шана — родители».

Со вторым понятно, что ничего не понятно. И это потребует, если захотите, особого разговора. Но не сегодня.

Последние два Новых года — особая статья. Судя по всему, праздниками изначально они были не более, чем сегодня день подачи налоговой декларации. Возникли они как чисто фискальные дни: сборщики налогов являлись в каждый дом и собирали десятину для иерусалимского Храма. В первом случае — десятую часть всего домашнего скота, родившегося в отчетном финансовом году. Во втором — десятую часть плодов, уродившихся за год на деревьях. Так что «и много-много радости детишкам» они не приносили, и хороводы в эти дни тоже водили вряд ли.

Кстати, чтобы не было споров и злоупотреблений, скот собирали в конце лета, когда ни одно домашнее животное не приносит приплода, а фрукты — в разгар зимы, когда ни на одном дереве нет плодов.

фото из архива автора
фото из архива автора

«Как это нет плодов?! — может быть, возмутитесь вы. — Сейчас в разгаре сезон цитрусовых, начинается хурма, манго вовсю продают». Конечно. Только вот ни одно из этих деревьев здесь не росло во времена Храма. Все они интродуцированы позже.

После разрушения Второго Храма связь евреев диаспоры со Страной Израиля осталась чисто духовной. Ну да, свитки Торы, мезуза на косяках каждого еврейского дома, молитвы… Но человеку для прочной эмоциональной привязки необходимо что-то очень простое. То, что можно потрогать, ощутить запах, насладиться вкусом. Ну, как благовония, которые непременно надо понюхать на исходе субботы, чтобы на всю неделю запомнить их аромат и пронести сквозь будни до следующего праздничного дня.

И тогда в диаспоре вспомнили про Новый год деревьев: в этот день евреи всего мира стали есть плоды Страны Израиля. Какие могли достать. Как правило, сушеные. Сладкие и ароматные, как мечта о возвращении. Или как мечта о возрождении — ведь в месяце шват воскресает после зимнего сна природа.

А в средневековом Цфате, по аналогии с седером праздника Песах, был создан седер Ту би-Швата. Как и в седер Песах, необходимо во время трапезы выпить четыре бокала вина. Не любого: как постепенно просыпается природа зимой, так и цвет вина в бокалах меняется от холодного белого к веселому густо-красному.

Потом евреи стали возвращаться домой и дом обустраивать. Среди прочего они стали засаживать деревьями каменистые склоны. А лучше всего новые саженцы принимаются, как известно, после зимней паузы, когда соки внутри начинают трогаться от корней к каждой веточке и каждой почке. То есть в месяце шват.

Шуламит Каценельсон, фото из архива автора
Шуламит Каценельсон, фото из архива автора

Так замкнулся круг. Когдатошний день сбора налогов превратился в настоящий праздник — праздник деревьев, праздник цветения и роста.

Неслучайно первый росток израильской демократии — наш парламент, Кнессет первого созыва, — впервые собрался в праздник Ту би-Шват 1949 года. А спустя три года, в 1951-м, ровно 65 лет назад в Стране появился еще один саженец. В этот праздник невероятная женщина Шуламит Каценельсон открыла ульпан «Акива». Ровно сорок пять лет она была бессменным директором ульпана — языковой школы для репатриантов, где не только учили иврит и арабский. Там ломали стереотипы и чинили судьбы, отогревали бесприютных, взламывали скорлупу одиночества и отчаяния. Многие из нас в добрых и умных руках Шуламит начали отращивать новые корни и растить новые судьбы в Израиле. И было это для нас странно и неожиданно.

Как для саженцев, каждый год появляющихся на каменистых склонах страны в праздник Ту би-Шват…

Добавить комментарий

Adblock
detector