Есть ли в Израиле свои мультфильмы?

«Есть ли в Израиле свои мультфильмы?»

Три года назад я готовила программу израильской анимации для фестиваля в Еврейском музее в Москве. Я пыталась вникнуть в то, что происходит в этой области, встречалась с израильскими режиссерами, продюсерами, историками анимации, студентами и профессорами. Картина складывалась парадоксальная и не слишком обнадеживающая. Прошло три года — ситуация не изменилась.

Дело в том, что в Израиле этому делу хорошо учат: отделение анимации иерусалимской академии «Бецалель» входит в список известных киношкол мира, а на прошлом Загребском фестивале (это один из самых престижных смотров авторской анимации) ему дали премию как лучшей школе. Выпускники «Бецалеля» теперь преподают в вузах по всему Израилю, на факультетах визуальной коммуникации, анимации и так далее, то есть уровень преподавания достаточно высокий по всей стране. Но после учебы, сняв дипломные фильмы, многие из которых отбираются на международные фестивали, выпускники не могут продолжать заниматься анимацией. Им просто негде снимать свои мультфильмы. Технически хорошо оснащенные ребята расходятся по рекламным агентствам, работают со спецэффектами, компьютерными играми и пр., но кино не делают. Собственно, и анимационных студий тут почти нет: одна из самых известных, PitchiPoy из Яффо, уже много лет снимает все тот же трехмерный фантастический полный метр про мир яйцеголовых лысых людей, и конца пока не видно. Вот тизер:
.

Еще, как говорят, здесь недавно принялись за полнометражный фильм по графическому роману главного израильского комиксиста Мишеля Кишки «Второе поколение», но об этом тоже пока сказать нечего.

Государство в Израиле национальную анимацию не поддерживает, фондов, дающих гранты, практически нет (есть, правда, кое-что для студентов и можно иногда найти очень небольшие деньги для проектов на еврейскую тему), бизнес тоже не видит интереса в этой дорогой и рискованной области. Есть вялотекущий проект фонда Ави Хай «Лица. День. Память», в рамках которого к израильскому Дню памяти ежегодно делают несколько трехминутных фильмов, каждый из которых посвящен одному погибшему в каком-то из израильских военных конфликтов. Это простые сюжетно и нехитро снятые истории, основанные на рассказах родных. Вот, например, такой о парне, погибшем на Синайской войне:


Все это не значит, что мультфильмы в Израиле совсем не снимают, ведь сегодня для того, чтобы сделать маленькое кино, не нужны студии и большие деньги — его можно снять дома «на коленке», нужно только желание и время. И такие люди в Израиле есть, как и везде, поэтому тут можно найти какое-то количество интернет-проектов, небольших сериалов с постоянными героями, построенных не на трудоемкой «картинке» и эффектах, а на тексте, шутках, которые чаще всего привязаны к местной жизни и не имеют зарубежных перспектив. Вот, например, симпатичный ироничный сериал режиссерской пары «Нир и Гали», где герой живет среди говорящих вещей:


Заказы телевидения, на которые живут студии во всем мире, в Израиле бывают только на фильмы для малышей, причем такие копеечные, что кино на них можно сделать самое примитивное, поэтому халтуры тут очень много. Снимать кино для детей могут разве что энтузиасты. Вот, к примеру, Эдик Митгарц со своей женой Нурит Митгарц по заказу канала Baby TV безо всяких студий сделал мини-сериал для самых маленьких:

Один из самых известных режиссеров детского кино – «пластилинщик» Рони Орен. Но сегодня, пожалуй, больше, чем фильмами, он известен своими мастер-классами для малышей и яркими учебными книжками, где рассказывается, как можно сделать пластилиновых героев (в России их тоже издавали, и с мастер-классами в России Орен тоже бывал не раз).

В общем, ситуация для тех, кто действительно хочет заниматься анимацией, складывается так, что есть только один путь — уехать из страны. Кто-то летит в Америку и там находит работу аниматора на крупной студии, кто-то продолжает учебу в Европе и там старается устроиться на одну из студий, снимающих авторскую анимацию. Кто-то из тех, кто надеялся все же работать дома, после многих лет борьбы с обстоятельствами и даже пришедшей известности, все же уезжает преподавать и снимать свое кино. Самые известные израильские режиссеры анимации не живут или во всяком случае не снимают в Израиле. Парадоксалист Гиль Алькабец, уехавший давно, почти сразу после «Бецалеля», много лет делает кино и преподает в Германии. Вот самый знаменитый фильм Алькабеца:

Семейная пара Ури и Михаль Краноты, снимавшие жестко критическое по отношению к современному Израилю, сильное экспрессионистское кино, теперь преподают в Дании. Вот их предпоследний саркастический фильм, заслуживший много наград:

Один из любимых моих израильских режиссеров, лирический и нежный Ави Офер, импровизационно рисующий мультфильмы тонкой летучей линией и еще недавно живший в Тель-Авиве, теперь живет в Барселоне и продолжает рисовать и выкладывать в фейсбук свой анимационный дневник.

Самый известный в мире израильский режиссер, снимающий анимационные фильмы, — это Ари Фольман. На самом деле он телевизионный режиссер, но прогремел на весь мир именно благодаря полнометражным мультфильмам: прежде всего давнему «Вальсу с Баширом» (2008), много способствовавшему мировой моде на документальную анимацию, а еще полуанимационной—полуигровой фантастической ленте «Конгресс» (2013). Фольман тоже находит деньги на свои работы далеко от Израиля, и оба его фильма — копродукция впечатляющего количества стран (кстати, и актеры в «Конгрессе» американские).

Пожалуй, из израильских режиссеров, чьи фильмы в мире знают, живут и снимают на родине только пара Юваль и Мерав Натан. Их главный интернет-хит — музыкальное видео для Орена Лави Her Morning Elegance, породивший целую волну подражаний. Надо сказать, музыкальное видео — единственный жанр авторской анимации, который в Израиле хоть и скромно, но все же существует: хороших музыкантов тут много, и всегда найдутся друзья-аниматоры, готовые им бесплатно или почти бесплатно снять ролик. У пары Натан есть несколько прекрасных клипов, но, конечно, как аниматоры зарабатывать они могут только рекламой. Вот их последнее музыкальное видео — Robin для Эфрат Бен-Цур:

Таким образом, получается, что все самое интересное в израильской анимации снимают студенты. В первую очередь, конечно, дипломники «Бецалеля», старейшей академии искусств Израиля, возникшей еще до создания самого государства. Ее факультету анимации нет и двадцати лет, но несколько интересных дипломных картин здесь бывает каждый год. Вот один из самых заметных фильмов последнего времени — лирическое воспоминание об отце «Теплый снег» Иры Эльшански (приехавшей из России и теперь снова вернувшейся в Москву по приглашению «Союзмультфильма»):

Киношкола «Сапир», находящаяся в городе Сдерот, известна прежде всего документальным направлением. Документальность тут пестуют и в анимационных фильмах, которые часто основаны на интервью. Но для меня один из лучших фильмов «Сапира» последних лет не документальный, а скорее лирический. Его сняла Мизмор Вацман о малышке, не понимающей, что умерла бабушка.

Ну и, чтобы закончить разговор о студенческих картинах, вот вам еще пара фильмов других киношкол. Притча о взаимоотношениях матери и сына Идана Варди, дипломника тель-авивской школы «Миншар»:

И «Собачья жизнь» Тани Гришко, дипломницы колледжа «Шенкар» из Рамат-Гана:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: кадр из фильма «Конгресс», режиссер Ари Фольман

Добавить комментарий

Adblock
detector