Иудаизм, в котором мне не страшно быть собой

К религиям, соблюдению традиций и прочим атрибутам веры я всегда относилась скептически. Еще на школьных каникулах, читая дома у бабушки молитвослов и входя с ней в церковь, я задавала несчетное количество вопросов. Откуда сходит Благодатный огонь, почему мироточат иконы, что значит «бог един в трех лицах»… Но любопытство в той среде не поощрялось, вопросы были неудобными, а ответом служил немой укоризненный взгляд или необъяснимое: «Нельзя в этом сомневаться». Последнее для моего естественнонаучного склада ума было особенно невыносимо.

Так и получилось, что верить я продолжала, а вот облекать веру в исполнение предписанных обрядов смысла не видела. Обсуждать интересующие вопросы было не с кем, да я и не решилась бы – слишком интимно было это чувство. И прежний опыт подсказывал, что ответы – если они и существуют – лежат в области иррационального, а поэтому осмыслению не подлежат.

В окружении моей семьи не было представителей других конфессий, поэтому мне всегда казалось, что, кроме христианства, и выбора-то особо нет. Существование иудаизма – логичной и непротиворечивой философии – стало для меня настоящим открытием только во время поездки в Израиль. Религия, да еще и моя по праву рождения, вдруг перестала пугать.

А потом в моей жизни появился будущий муж – потомок раввина из Днепропетровска, выросший в семье, где соблюдали традиции из поколения в поколение. С ним — гибким, здравомыслящим интеллектуалом – всегда можно было поговорить о вопросах мироздания и мироустройства, задать скользкие вопросы и не бояться быть пристыженной за неуместное любопытство.

Оказалось, что, сама того не зная, я искала как раз эту гавань – где мои профессиональные убеждения в области психологического здоровья и личный опыт не будут противоречить фундаментальным устоям вероисповедания. Где найдут отражение мои ценности. Например, естественный подход к детям, в котором главный принцип – не мешать развиваться и искать себя.

Несколько лет назад для меня стало удивительным и символичным открытием, что основные идеи гештальт-подхода, в котором я работаю, и иудаизма чрезвычайно близки. Например, мысли о том, что у каждого свой собственный путь и «в каждом таится нечто драгоценное, чего нет ни в ком другом» (М. Бубер, еврейский философ, чей труд «Я и ты» обязателен к прочтению как будущим, так и опытным гештальт-терапевтам). И иудаизм, и гештальт-терапия учат доверять себе, слышать свою интуицию, раскрывать свой внутренний потенциал и развивать способности. Отличать свои желания от желаний других и принимать ответственность за совершенные поступки, за сделанные выборы и в целом за прожитую жизнь.

С недавних пор я живу в Израиле. Переехать в еврейское государство, где вся действительность насквозь пропитана религией, было очень непросто. Но мои предрассудки насчет публичной демонстрации вероисповедания и ограничений, накладываемых на жизнь соблюдением традиций, сильно покачнулись уже за несколько месяцев, а степень толерантности медленно, но неуклонно возрастает.

Здесь не считается зазорным и малодушным сидеть во время молитвы. Никто не попрекает родителей, чьи озорные дети носятся по синагоге, а не сидят смиренно во время встречи шаббата. Здесь не нужно разговоры о божественном вести приглушенным шёпотом. Даже наоборот — поощряются дебаты о смысле написанного в ТаНаХе, а в йешиве раввин может выгнать ученика, который во всем с ним соглашается.

Иудаизм пока остается для меня философией и образом мыслей, но даже так позволяет чувствовать себя спокойно и свободно. Он не держит в страхе и поощряет жизнь в любых ее проявлениях. Я сама пока не до конца в это поверила, но, кажется, даже соблюдая заповеди, здесь можно оставаться свободными человеком и быть самим собой.

Недавно в парке около нашего дома израильская группа играла какую-то зажигательную современную музыку. На газонах под навесами стояли столы, жители города веселились, ели, танцевали, смеялись и играли с детьми – в поздний вечер буднего дня. Но меня поразило другое – половина присутствующих оказались людьми в ортодоксальных одеждах.

Для меня это история о то, что можно соблюдать заповеди и не отказывать себе в мирских радостях. Жить насыщенной жизнью и быть в гармонии с Тем, кто бережет еврейский народ.

И я рада сказать сегодня: Шана това!

Добавить комментарий

Adblock
detector