3 млрд. шекелей получила Хайфа на развитие. Планы и последствия

В начале этой недели хайфский муниципалитет праздновал победу — государство утвердило зонтичное соглашение, по которому город получит 3 млрд. шекелей на строительство и реконструкцию. В планах у мэрии построить 15 тысяч единиц жилья, изменить структуру движения поездов и превратить набережную, наконец, из бетонной прогулочной зоны вдоль моря в привлекательное для хайфовчан и туристов место отдыха.

«Зонтичное соглашение» между мэрией Хайфы и Министерством финансов, Земельным управлением Израиля и Министерством жилищного строительства презентовали как большой прорыв в судьбе города. И действительно – в ролике, сделанном мэрией Хайфы, чтобы наглядно показать, каким город станет после реализации всех планов, выглядит все замечательно (пока писался текст, ролик отправили на доработку).

Теперь по порядку. Во-первых, планируется построить 12 жилых комплексов с парками, образовательными и торговыми инфраструктурами. Сюда, как надеются в мэрии, удастся привлечь около 50 тысяч новых жителей. Цены на квартиры в новых комплексах будут приемлемыми, по программе «Цена для новоселов» купить квартиру смогут 53 тысячи желающих поселиться в Хайфе. Новые комплексы появятся в Кирьят-Элиезере, Рамат-Альмоги, Дерех Фройд – здесь купить квартиры можно будет по льготной цене. Больше всего повезет району Неот Перес на юго-западе города, где построят около 5 тысяч единиц жилья. А это в свою очередь должно поспособствовать развитию бизнеса, хай-тек предприятий, вообще жизни в городе. Не совсем понятно, правда, почему имеющиеся в наличии жители Хайфы этому всему не способствовали. И кто будет обеспечивать рабочими местами десятки тысяч новоселов в городе, где и без того высокий уровень безработицы. Немалая часть хайфовчан ежедневно отправляется на работу в Тель-Авив и окрестности, потому что там и работу найти легче, и зарплаты выше. В мэрии на это возражение отвечают, что за последние 10 лет ситуация с рабочими местами в городе изменилась – в два раза вырос комплекс Matam, в Нижнем городе появились офисные пространства для хай-тек предприятий, разрослась инфраструктура Техниона, Хайфского университета на севере города. «К 2020 году количество рабочих мест увеличится в разы, благодаря новым предприятиям и расширению работы Хайфского порта, — говорят в мэрии. — Город становится очень удобным местом для работы предприятий с точки зрения логистики. В Хайфе запланировано строительство нескольких десятков отелей, что поспособствует развитию города как туристического центра. А это в свою очередь обеспечит рост не только туристического бизнеса, но и всех других частных бизнесов».

И это только первый этап строительства, который запланирован в городе. Дальше появятся новые жилые комплексы в районе Стелла Марис, в прибрежной зоне, а также на месте военной базы в районе Бат-Галим, как только удастся согласовать перенос базы с армейским руководством. Правда, говорят, недавно было принято решение о том, чтобы базу на Бат-Галиме не убрать, а расширить. И это не единственный пункт соглашения, который пока вызывает вопросы. Например, сегодня в Хайфе немало районов, которые требуют реконструкции, нуждаются в обновлении и жилых зданий, и инфраструктуры, и дорог. На вопрос Шакшуки, будет ли выделен бюджет на реконструкцию хотя бы Адара (один из самых запущенных районов города), в мэрии ответили, что соглашение не описывает конкретные шаги по реконструкции старых районов. Между тем, в нем есть пункт, предусматривающий реконструкцию инфраструктуры старых районов (140 млн.шекелей) и возведение нового шоссе, которое соединит районы Наот Перес и Кармель. Пока это единственный пункт соглашения, касающийся хайфских дорог. Между тем, город перегружен транспортом. А проблема парковок всплывает в разговорах почти так же часто, как вопрос о том, когда в Хайфе станет чисто. На вопрос в мэрию, что же будет с транспортом, когда в Хайфе прибавится 50 тысяч жителей, Шакшуке ответили, что «будет преобразована транспортная инфраструктура, улучшена работа общественного транспорта». Пока никакой конкретики. Но на реализацию соглашения потребуются годы, строительство собираются вести этапами. Так что либо транспортные проблемы будут решаться по мере их появления, или же в мэрии все-таки есть план улучшения транспортной инфраструктуры, о котором мы пока не знаем.

Еще один важный пункт программы — реконструкция железнодорожного сообщения. Если верить соглашению, в мэрии решили все-таки «закопать» поезда – построить подземные туннели, чтобы, во-первых, увеличить скорость движения поездов, во-вторых, освободить прибрежную полосу (сегодня железная дорога в сущности отрезает город от моря). Вариантов реконструкции железной дороги на рассмотрение в мэрию было предложено несколько. Сейчас уже понятно, что больше всего муниципалитету понравилась идея отказаться от ж-д станции Бат-Галим и переместить все сообщение под землю. Критики такого проекта утверждают, что строительство тоннелей минимум на три года отрежет север от центра страны. В мэрии отвечают, что разработан такой план строительства, по которому поезда не остановятся ни на минуту. К 2030 году проект реконструкции железной дороги должен быть завершен.

Конечно такой грандиозный план преобразования города и не менее грандиозный выделенный на это бюджет радуют. Хайфа действительно центр жизни севера страны, оставаясь при этом по уровню развития бизнеса и всей городской инфраструктуры очень неразвитым периферийным городом. Еще более странно, что в городе с таким туристическим потенциалом почти нет туризма, отелей в прибрежной зоне, правильной сферы обслуживания. То, что город нужно менять радикально с точки зрения городского планирования, очевидно. Но действительно ли муниципалитету удастся реализовать заявленные планы, пока непонятно. И действительно ли зонтичное соглашение, подписанное в торжественной обстановке на стадионе Сами Офер, сделает город лучше, тоже.

Добавить комментарий

Adblock
detector