Раввины на страже Сиона

«Как Израиль выживает в таком враждебном окружении?»

«На стенах твоих, Йерушалаим, Я поставил стражей, весь день и всю ночь, всегда…»
(Сефер Йешайягу, 62-6)

«Заложившими краеугольный камень современной еврейской армии были не Жаботинский и не Элиягу Голомб, а раввины. Даже харедимные. Между 1812 и 1820 годами они создали в Иерусалиме военную организацию «Еврейская гвардия», которая просуществовала без перерыва 60 лет».
(Хагай Сегаль, журналист)

Ну да, почти на сотню лет раньше знаменитого отряда еврейской самообороны «Ха-Шомер».
Ну да. Днем — уважаемые жители еврейского квартала, знающие назубок молитвы, возводящие синагоги и иешивы, занимающиеся торговлей, участвующие в выпуске первой печатной еврейской газеты Иерусалима. Ночью — патрульные, охранники, защитники. В талитах, с пейсами… и с винтовками.

Было? Не было? Было отчасти? Вопросов больше, чем ответов.

Правда? Но больше всего эта история напоминает сценарий приключенческого фильма. Легенда? Но слишком подробно перечислены события, имена, адреса, даты.

Судите сами.

В начале XIX века еврейский Иерусалим резко изменился. Группы выходцев из Восточной Европы начали селиться в Святом городе. И не только новоприбывшие: многие зажиточные и уважаемые люди как раз в это время стали перебираться в Иерусалим из Цфата. Наконец-то были урегулированы старые споры, выплачены прежние долги, и в еврейском квартале рядом с сефардами уже на законных основаниях появились ашкеназы. Начала развиваться инфраструктура, появились общественные учреждения, — словом, город оживился.

guards1

Но так было днем. А ночью улицы переходили во власть бандитов. Пользуясь безалаберностью и слабостью турецкой администрации, разбойники из соседних кварталов, окрестных арабских деревень и бедуинских кланов грабили, насиловали, врывались в дома и, пытая хозяев, требовали денег.

Но привычная роль беззащитных жертв совершенно не устраивала молодых, да и не очень молодых, евреев. Ученики Виленского Гаона объединились с крепкими парнями из стран Магриба. Во главе встали Натан-Нета, сын Менахем-Мендла из Шклова, и Шмарьягу Лурия. Нашлось и оружие. Так появилась Еврейская гвардия.

В пещере на горе Скопус гвардейцы захватили главаря одной из самых опасных банд — Ахмеда Шукейри. С ним не церемонились. Не знаю, проливала ли масло какая-нибудь Аннушка или Ханнушка, но отрезанная голова Шукейри была под расписку сдана турецким властям.

Членам другой банды повезло чуть больше. Их взяли живыми. Связанных, с позором провели по улицам Старого города под крики и ликование жителей еврейского квартала. Потом передали туркам. То есть головы им, судя по всему, резали уже османские башибузуки на законных основаниях.

В 1820 году до Иерусалима долетела весть, что 70 новых репатриантов-евреев захвачены бандитами в Яффо. За освобождение у общины требовали выкуп — 1000 наполеондоров, сумасшедшие деньги! Ну что ж, двое гвардейцев, выглядевших как зажиточные еврейские купцы, да, собственно говоря, ими и бывших, отправились в путь. К седлам были приторочены большие тяжелые мешки, явно полные золота. Из Яффо подручный разбойников провел посланцев к месту, где прятали заложников, — сейчас там стоит город Бней-Брак. Когда передача денег, как думали бандиты, вот-вот должна была состояться, руки уже потирались, а глаза блестели, из-за дюн выскочили остальные гвардейцы. После короткого боя уцелевшие бандиты разбежались, пленников развязали, вместе с освободителями они безопасно добрались до Иерусалима и с торжественным пением вступили на его улицы.

Особый размах деятельность Еврейской гвардии приобрела, когда ее возглавил Зеев (Велвл) Вольфензон. Удивительный человек! В 1834 году, судя по всему, двадцатидвухлетний Вольфензон приехал в Иерусалим из Цфата, где успел поучаствовать в работе первой еврейской типографии Исраэля Бака, и тут же активно включился в жизнь еврейского квартала.

Талантливый предприниматель, он построил первую в Иерусалиме аптеку. Был среди основателей больницы «Бикур холим». Добился разрешения на то, чтобы появилось отдельное кладбище для ашкеназских евреев. Создал ашкеназскую похоронную компанию «Хевра Кадиша». Первые нефтяные фонари в городе зажег тоже он.

«Высокий, широкоплечий, с горящими глазами за стеклами очков, с патриархальной бородой и в восточной одежде, он производил впечатление на каждого, кто с ним общался. Голос его был подобен львиному рыку», — описывали Вольфензона современники. «Мудрый иерусалимский волк», как его называли, великолепно знал иврит и арамейский, говорил по-арабски, по-испански и на других языках.

guards2

Именно Вольфензон был назначен общиной руководить постройкой синагоги «Бейт Яаков», которую мы привычно называем «Хурвой». Работал он добровольно и за восемь лет, которые ушли на строительство, не получил ни гроша жалованья. Он являлся одновременно и прорабом на строительной площадке, и казначеем, и ответственным за сбор пожертвований, которые собирались как на территории Эрец-Исраэль, так и за границей (Монтефиори и Ротшильд внесли лишь начальную сумму).

А по ночам Вольфензон брал винтовку и шел в патруль. Именно при нем действия Еврейской гвардии вышли на иной уровень. Вольфензон предоставил подвал своего обширного дома для тренировок бойцов, а в одном из помещений был даже оборудован тир. Гвардия уже не ограничивалась простым патрулированием и редкими, хоть и дерзкими, вылазками. Нет! Из сефардских парней, говоривших на арабском совершенно свободно, была создана особая группа. Сейчас мы назвали бы ее мистарвим, потому что функции и методы этой группы были абсолютно идентичны тому, что делают нынешние ребята из аналогичного подразделения Армии обороны Израиля, — маскируясь под арабов, они слушали, о чем говорят на рынках, а узнав о планах нападения на евреев, изнутри наносили удары по погромщикам.

Последнее упоминание о гвардии относится к 1879 году. Потом ее распускают, — возможно, из-за смерти в 1881 году Зеева Вольфензона.

Я не знаю, что здесь правда, а что преувеличение. Но эта история не дает мне покоя. Бродя по Старому городу, моему любимому городу, я постоянно вспоминаю гордые слова одного из тогдашних жителей Иерусалима: «И вот теперь каждую ночь парни, сыны Сиона, рыцари, обходили город, чтобы охранять братьев своих и исполнить сказанное: «На стенах Иерусалима поставлю Я охранников каждый день и каждую ночь»…

Добавить комментарий

Adblock
detector