Добро по доброй воле

Форум «новеньких» израильтян в фейсбуке и вообще-то вещь замечательная, но я нашел в ней еще одну побочную пользу: позволяет взглянуть со стороны на израильскую жизнь, которая стала уже такой своей. Часто это позволяет заметить недостатки, к которым мы уже привыкли, как к хамсину летом и пробкам в Тель-Авиве, а иногда – наоборот, порадоваться тому, что у нас есть.

За второе поблагодарю незнакомого мне человека, вступившего в дискуссию в ответ на заурядный пост об обычном деле: школьники собирают деньги по квартирам на Ассоциацию по борьбе с раком (В скобках замечу – очень достойная организация, хоть копеечку, а дайте им). И вот этот человек вдруг написал: «Я своим запретил. Дурацкая идея включать детей в благотворительность. Эти проблемы должна решать медицинская страховка».

После того, как моя отвисшая челюсть медленно вернулась на ее исходную позицию, я стал пытаться, как работала мысль у этого человека. Конечно, дело не в том, что жалко денег. Мне вот тоже жалко, я вообще скупердяй по природе. Но этому новому репатрианту принципиально не нравится идея помогать чужим людям. То есть, если у него принудительно изымают налоги и правительство тратит на больных – это нормально, а вот если у него попросили добровольно дать на те же нужды – это плохо.

Он даже сформулировал идеологию: «Мне ближе принцип, когда человек надеется на себя». Ну, помнится, Воланд уже ответил человеку, убежденному в подобном принципе:

«Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?». Помните дальше, правда?

Но мне хочется ответить не так, как Сатана, все-таки я сошка помельче. Я скажу так – дружище, хрен с ними, с чужими, им без тебя помогут. Ты свою жизнь, жизнь своих детей лишаешь чего-то ценного, сейчас объясню — чего.

Когда я только приехал в Израиль, уже почти 20 лет назад, я регулярно ездил на автобусе из района Армон а-Нацив в центр города. И каждое утро в автобус входил пожилой сефардский дядька с пучком благовонной травы – иногда мирта, иногда герани. Он проходил по автобусу, давал пассажирам по веточке и выходил. Каждое утро. Годами. А люди ехали на работу уже с другими физиономиями.

А потом мы переехали в поселение. Прожили какое-то время, родился наш первый израильский сын. Надо делать обрезание, организуем все помаленьку. А нам говорят:

«Позвони Тамар обязательно, у нее гмах – возьмешь все необходимое для обрезания – в частности, особенную такую подушку красивую». Так мы впервые столкнулись с этим удивительным еврейским изобретением — гмахами.

Гмах – сокращение от гмилут хасадим, т.е. буквально доброе дело. Речь идет, как правило, о человеке или группе людей, которые заметили небольшую брешь в структуре окружающего общества и решили ее заполнить. У нас в поселении есть Рахель, у которой всегда можно одолжить детские вещи, вроде кресла для машины или манежа. И другая дама, у которой можно взять посуду для семейного торжества. И третья семья, у которой есть складные столы для той же надобности. Про обеды, которые варят соседки для рожениц, я недавно тут писал.

И пусть никогда никому не понадобится – но бывает и такое. Когда год назад все дороги в поселение занесло снегом на два дня и вырубили электричество на сутки, скоропостижно скончался один пожилой житель поселка. Скорая помощь еще как-то пробилась через гололед, а вот похоронная команда – никак. Ага, вот хорошая ситуация, чтобы полагаться на себя… Оказалось, что в поселении существует группа людей, готовых именно к этой, слава Богу, нечастой, ситуации. И есть достаточно здоровых мужиков, готовых в ночи копать холодную землю Иерусалимских гор (добровольно и бесплатно, замечу).

Надо сказать, что гмахи в поселениях – это все игрушки по сравнению с действительно грандиозной системой, созданной в кварталах и поселках харедим. Там есть «структуры» (состоящие, как правило, из одного человека или семьи) буквально на все случаи жизни, там можно найти все – от дрелей и топоров до свадебных платьев. Вершиной, на мой вкус, был виденный мной в Иерусалиме «гмах потеряных детей» – это был дворик, на котором было написано, что сюда можно сдавать потерявшихся детей, обнаруженных в квартале.

Собственно, «империи благjтворительности», мега-структуры, без которых невозможен уход за больными и стариками в нашей стране (такие как Яд Сара и Эзер ми-Цион), это просто те же самые гмахи, только с годами увеличившиеся в тысячи раз и с бюджетом в многие миллионы шекелей.

Представим себе на минуту, что люди решили следовать упомянутому выше принципу и «полагаться на себя». Если дело происходит в городе, то принцип этот приведет просто к трате денег, времени и сил множеством людей, но жизнь будет продолжаться. Каждый родитель купит подушку для обрезания. Каждая семья может держать дома дрель и набор складных столов. Костыли, когда сломал ногу, тоже можно прикупить где-то, наверное. Обед для роженицы можно заказать в соседнем кафе, а могильщика, увы, тоже можно нанять за деньги. Правда, люди не будут знать о существовании друг друга, но кому-то это может даже понравиться. Мне – нет.

Но жизнь в небольшом поселении, основанная на этом принципе, невозможна в принципе. Когда муж в милуим, жена вывихнула ногу, в доме перегорели пробки, у ребенка понос, а до города ехать полчаса и ближайшие два часа не будет автобуса, довольно затруднительно полагаться исключительно на себя. А система взаимопомощи не только позволяет выжить в этой ситуации, но и дает каждому из нас истинную радость – возможность помочь другому человеку.

Добавить комментарий