Детский сад как бизнес. Правила успешного старта

Что общего у сумасшедших идей, зарабатывающих в одночасье миллионы, долгих бессонных ночей, полных кропотливой работы, краткого запоминающегося слогана и бесконечных столбцов цифр? Магическое слово: бизнес. Именно он, такой многоликий и притягательный, иногда похож на современную историю про Золушку, а иногда — на новый вариант «Хижины дяди Тома». Чем же отличается успешный бизнес от неудачного? И можно ли предугадать, чем закончится очередное начинание? Да и можно ли вообще говорить о собственном бизнесе, когда привычная и понятная среда поменялась, когда язык не очень понятен, а сказанное между строк вообще ускользает? В этой рубрике мы поговорим об историях успеха и ошибках, о типичных трудностях и креативных решениях, о бизнесе вообще и, конечно же, о бизнесе в новой стране.

Кстати, спойлер: все возможно.

Давным-давно, еще в школьные годы, я жутко перепугала одну невинную тетушку на улице, которая была агентом «Гербалайфа» и ,соответственно, носила на груди значок «Хочешь похудеть? Спроси меня, как!». Я ее чуть до заикания не довела диким воплем посреди пустынной улицы: «Как?». В ту пору это, разумеется, казалось мне чрезвычайно остроумным.

По мере взросления остроумие данного поступка стало казаться мне все более и более сомнительным, особенно на фоне многочисленных личностей, желающих поделиться со мной сокровенным «как». Как заселить Антарктиду, как спасти мировую экологию, как перегородить Нил и, естественно, как реформировать систему израильского образования. Без связи с возрастом и специальностью множество людей считали своим долгом поведать мне, как плохо обстоят дела Израиля в этой сфере и что бы они натворили, дай им волю. И, конечно же, чем меньше человек в жизни с этим сталкивался, тем грандиознее были его планы и воинственнее заявления. Суровые правила министерства образования и необходимость получать многочисленные разрешения остановили немало революций в школьной системе. Поэтому неудивительно, что благодатной почвой для реформаторов стала сфера детских садов-яслей, контроль над которой слабее, а необходимость изменений которой более очевидна.

На первый взгляд, о чем тут вообще можно спорить? Недовольство родителей существующей системой садов понятно. Короткий рабочий день, обилие каникул, сон на полу на тонких матрасиках, зачастую довольно сомнительное меню… Казалось бы, любой сад, который устранит эти недостатки и предложит родителям устраивающую их систему, обязательно преуспеет. Спрос на сады стабильно высок, цены на частные сады тоже весьма высоки. Как же сад, предлагающий все то же самое, что у соседей, но чуть лучше и удобнее, может не быть успешным с коммерческой точки зрения? Многочисленные «русские» сады, быстро открывающиеся и еще быстрее закрывающиеся или едва сводящие концы с концами, кажутся абсолютной загадкой. Особенно учитывая, что другие «русские» сады становятся настоящей историей успеха. Воля случая? Не совсем.

Для примера возьмем два садика: «Тинки-Винки» и «Веселые качели», которые начинали у меня на глазах. Оба сада предлагали длинный рабочий день, удобный для работающих мам, сокращенные каникулы, уютные кроватки, симпатичные игрушки и домашнюю еду. Владелицы обеих садов – новые репатриантки. Оба открылись в месте проживания русскоговорящих детей. Но в то время как «Тинки-Винки» строился как грамотный, продуманный бизнес, «Веселые качели» были иллюстрацией нелогичного, но внушающего оптимизм слоган женских журналов: «Делай, что любишь, и успех сам собой на голову свалится». Забегая вперед, скажу, что Лене, владелице «Веселых качелей», несмотря на искреннюю любовь к детям и их воспитанию, на голову сыпались, в основном, счета и неприятности.

Первый филиал «Тинки-Винки» сразу же был открыт в отдельном, специально для детского сада предназначенном и соответствующим образом зарегистрированном помещении. Муж Оли, владелицы «Тинки-Винки», своими руками создал необычную мебель, вдвоем они оформили сад как настоящее царство маленького фиолетового телепузика. Хотя просторное, красиво оформленное помещение сада не фигурировало в рекламе, оно неизменно привлекало взор пришедших поинтересоваться программой сада родителей. У мам не оставалось сомнений, что ребенок будет в надежных руках. Постепенно сад разрастался, появилось несколько групп, затем несколько филиалов одноименной сети. Со временем в него начали приходить и дети, не говорящие по-русски – очень уж привлекательной была там атмосфера.

Реклама «Веселых качелей» тоже обещала все то, чего так не хватает мамам в израильских садах. А также, разумеется, продуманную программу развития, разнообразные занятия, развивающие игры и многое другое. И к Лене тоже потянулась цепочка интересующихся родителей. Правда, при входе они видели не специально выделенное помещение, а гостиную стандартной квартиры, на стенах которой весели вперемешку детские картинки и книжные полки с острыми углами. Сон предполагался в кроватках, но в соседней небольшой комнате, где из-за недостатка места хранился еще и весь скарб Лениного семейства. Гулять дети должны были не во дворе сада, которого попросту не было, а в самом обычном городском сквере напротив Лениного дома. Поэтому, несмотря на все достоинства предлагаемого Леной садика, очередь желающих записаться в него была, мягко говоря, весьма короткой.

Как я уже успела сказать, Лена была оптимисткой и группа из двух детей, с которой ей пришлось открыть учебный год, ее не разочаровывала. Кроме того, она поняла, что допустила явную ошибку, начав рекламировать сад только в июле, когда большинство детей уже было записано в другие сады. На следующий год она планировала начать рекламу, как и большинство садов, зимой и набрать желаемую группу из 5-6 детей. Больше в городской квартире все равно не разместить.

Действительность начала преподносить Лене неприятные сюрпризы задолго до начала предполагаемой рекламной кампании. В первый же месяц, пока Лена готовила на кухне обед, один из малышей умудрился стукнуться о журнальный столик. Травма была несерьезной, но пришлось идти на непредвиденные расходы и договариваться с приятельницей о помощи на пару часов в день. В один из вечеров, когда затихли детские крики, раздались крики владельца квартиры, возмущавшегося открытием бизнеса в его, сданной исключительно как жилье, квартире. Угрозы и запугивания сыграли свою роль, и Лена, плохо разбирающаяся в законодательстве и действительных ограничениях на право устраивать детский сад в городской квартире, согласилась на новые условия договора, подписав обязательство еще год платить за сдаваемую квартиру совершенно неразумную цену.

На фоне повышенного страха перед угрозами хозяина квартиры, наплевательское отношение Лены к налоговым инстанциям было трудно объяснимо. Дружеские отношения с мамами детей позволяли вести бизнес как некий «междусобойчик», но ровно до тех пор, пока им не заинтересовались соответствующие инстанции. Налоговое управление, НДС, институт Нацстраха – в один совсем не прекрасный день письма и штрафы засыпали Лену, и, по сути, погребли ее начинание. «Слишком сложно держать в Израиле детский сад», — был ее вердикт.

Так что привело к крушению «Веселых качелей», несмотря на то, что Лена предлагала вроде бы те же приятные условия для родителей, что и преуспевающий «Тинки-Винки»? В первую очередь подход. Любой бизнес, даже такой маленький, домашний и уютный, как ясли для малышей, требует бизнес-подхода, продуманной стратегии, вложений и рекламы. Далее: понимание искренних ожиданий клиента, в данном случае родителей. Действительно слова «длинный рабочий день», «сокращенные каникулы», «сон в кроватках» и прочие приманивали мам, как магнит. Но если соответствующее помещение, отгороженный двор, оборудование и оформление помогали им сделать окончательный выбор, то неуютная гостиная съемной квартиры, игры, запихнутые между сервизами, и спящий в детской кроватке котик вызывали у мам ощущение, что ребенок будет не в настоящем саду, а просто под присмотром скучающей соседки. Ну и напоследок придется признать, что на оформление бизнеса все-таки придется потратить время и силы. Это, конечно, дело непростое и не быстрое, но стремление проигнорировать этот этап практически всегда превращается в «русскую рулетку» израильского бизнеса.

Добавить комментарий

Adblock
detector